Поводом для сбора информации стала возникшая в России дискуссия об отмене или снижении так называемого «нештрафуемого порога» превышения скорости, отмены скидок на оплату штрафов, о возможности снижения скоростей в городах. Нигде в мире не встречается одновременно такой высокий не облагаемый штрафом порог превышения скорости (20 км/ч), такие низкие штрафы за превышение скорости и скидки на штраф в два раза.
По данным ВОЗ, основная причина аварий на дорогах — скорость. При общем снижении скоростного режима в городе снижается количество аварий и их жертв. Смертность в дорожно-транспортных происшествиях негативно влияет на экономику страны — по разным подсчётам, экономический ущерб от неё для ВВП России составляет 2–5%. Эта цифра не сравнима ни с какими суммами штрафов. ДТП — основная причина смерти в возрастной группе 15–29 лет.
Для регулирования скоростного режима в городе применяются в том числе камеры видеофиксации. Раньше считалось, что у этих камер высока степень погрешности. Поэтому в России в 2013 году был введен и ненаказуемый порог превышения лимита скорости в 20 км/ч. Россия стала единственной страной Европы с подобной нормой.
Мы собрали статистику по некоторым городам мира, где отражены существующие ограничения и штрафы, и привели статистику по смертности на дорогах. В заключении — некоторые выводы из представленных данных.
Над проектом работали: Александр Псарёв (сбор данных), Михаил Чижов (тексты) и Дарья Тартынова (дизайн, верстка).