Использованная покрышка, лобзик, дрель и несколько болтов. Это необходимый минимум, чтобы физически отделить велодорожку от автомобилей.
На днях завершился конкурс «Построй лучший барьер», организованный Spin, ответственным за микромобильность подразделением Ford. Да, автопроизводители тоже понимают, что будущее — не за личными автомобилями, и потихоньку к нему готовятся. Участники конкурса искали способы заменить традиционные столбики, которые практически не защищают от автомобилей, которые банально сминают их. Во многих случаях и сминать нечего: где-то полоса просто нарисована краской на асфальте, а где-то велосипедистов просто оставляют один на один с потоком автомобилей, как в меме «плывите сосиски».
Среди предложивших недорогие и долговечные решения по обособлению велополос победили менеджер программ Велофедерации Висконсина Каресса Гивенс и промышленный дизайнер Артур Талайко из Милуоки, которые и придумали использовать старые покрышки. Вообще это стандартный материал для тактического урбанизма, и Гивенс уже применяла его во время различных акций. «Обычно мы просто приносим шины и кладём их друг на друга. Это работает, но выглядит убого», — считает она.
Главный принцип, заложенный в дизайн: такие барьеры можно не только производить на заводах, но и устанавливать и чинить самостоятельно в своём районе — и не ждать, пока сбитые городские столбики город же и восстановит. Каресса и Артур предложили три варианта дизайна — в форме овальной клумбы, выступа в форме радуги и вертикального столба. Для каждого требуется одна покрышка, несколько болтов и светоотражатель для лучшей видимости.
Предложенный ими материал широко распространён — в России, по данным «Ведомостей» на 2013 год, ежегодно образуется около 1 миллиона тонн изношенных покрышек (и вряд ли с тех пор этот показатель уменьшился). На переработку при этом отправляется совсем небольшая часть, а их разложение длится сотни лет.
Авторы дизайна планируют выложить инструкции по сборке барьеров в открытый доступ, чтобы любой желающий мог их соорудить. Инфраструктурные изменения далеко не везде успевают за ростом популярности микромобильности, и облегчение процесса обособления велополос может помочь эту ситуацию исправить.
Начать можно всего с нескольких старых покрышек.