В плане красногорского отделения «Городских проектов» по развитию велоинфраструктуры есть четыре основных пункта: изменение первоочередных целей поездок с рекреационных на транспортные, строительство велодорожек, обустройство мест хранения, а также информационная кампания о том, что мы хотим изменить и улучшить.
Приоритеты развития велоинфраструктуры
До сих пор администрация рассматривала использование велосипедов только в рекреационных целях. Приятными исключениями были только велополоса на тротуаре Красногорского бульвара, велопешеходная дорожка от Чернево-2 к пл. Красногорская и открытая недавно полоса на Павшинском мосту.
Слева: велополоса на Красногорском бульваре, справа: велополоса на Павшинском мосту
Областная программа ставит приоритетом создание туристических веломаршрутов. Такой подход несёт опасность: велосипеду придаётся имидж инструмента для отдыха, а не полноценного транспортного средства. Кроме того, не рассматривается, как до таких веломаршрутов будут добираться жители с собственными велосипедами.
При этом главные точки притяжения велотрафика города — станции МЦД — как раз лишены возможности безопасно добраться до них на велосипеде или самокате,на них нет удобных парковок. В результате днём перила вестибюля станции D2 «Опалиха» увешаны пристёгнутыми велосипедами.
На платформе «Красногорская» вестибюлей нет, и велосипедами увешаны заборы.
Узкие тротуары не позволяют удобно доехать до станций и подвергают опасности пешеходов, а большой трафик на проезжей части — это опасность уже для самих велосипедистов.
Километровая (пешеходная доступность) и трёхкилометровая (велодоступность) зоны вокруг станций МЦД
Мы предлагаем поменять приоритеты. Первой целью должно стать повышение доступности и удобства станций МЦД для велосипедистов, а второй — увеличение связности между районами города для тех, кто пользуется средствами индивидуальной мобильности. Это позволит снизить загруженность автомобильных дорог и повысит безопасность всех участников движения.
Трассировка велодорожек
Выделение зон для создания велоинфраструктуры должно основываться на объективных данных о востребованности городских объектов и направлений у велосипедистов и жителей города в целом.
Такими данными обладают провайдеры картографических сервисов. Мы предлагаем администрации обратиться к компании Яндекс для выявления сложившихся потоков велосипедистов и самокатчиков. Также можно использовать открытый сервис Strava, где показываются тепловые карты для разных видов активности, в том числе, велосипедные треки.
Пример тепловой карты сервиса Strava
Для выявления недостающих связок необходимо использовать опросы жителей.
Мы идентифицировали около 10 маршрутов первой необходимости для нашего городского округа.
Идентифицированные востребованные направления в Опалихе
Трассировка веломаршрутов требует пересмотра транспортной стратегии города: так, реконструкция Волоколамского шоссе предполагает строительство 10 надземных переходов. Любой надземный переход является практически полностью блокирующим велотрафик препятствием, поэтому такие планы и развитие велоинфраструктуры несовместимы и должны быть пересмотрены. При этом если на улице уже есть хотя бы один светофор, то грамотно настроив светофорные фазы, можно организовать пешеходные переходы и велопереезды без ущерба для движения автомобилей.
В местах повышенного спроса необходимы обособленные от тротуара и проезжей части улицы велодорожки. Как правило, небольшие изменения в профиле улицы позволяют их организовать.
Профиль Красногорского бульвара: сверху текущая конфигурация, снизу возможный вариант с обособленной велодорожкой
К сожалению, блокирующим препятствием для транзитного трафика СИМ через железную дорогу являются и конкорсы станций МЦД. Лифты и эскалаторы не могут обеспечить ни требуемого удобства, ни должной пропускной способности, Крайне желательно предусмотреть или подземные проходы с плавными рампами без ступеней под путями железных дорог, или эстакады над ними — в зависимости от условий рельефа.
Хранение велосипедов
Массовое использование СИМ и велосипедов сдерживается в том числе неудобствами на исходной и конечной точках маршрута: в городе крайне мало удобных велопарковок в точках притяжения, у торговых центров, станций МЦД. Если велопарковку и делают, то почти всегда это неудачная конструкция, позволяющая пристегнуть велосипед только за колесо, либо парковка, установленная прокатом самокатов и плохо подходящая для велосипедов. Такой конструкцией пользуются неохотно.
В городе практически отсутствуют велопарковки у жилых домов. Это оставляет жильцам три выбора: хранить велосипед или самокат в квартире или где-то в общем пространстве дома. Таскать ежедневно велосипед из квартиры неудобно, мало кто согласится это делать раз или два в день. А на лестничных клетках просто мало места на всех жителей. Хранить велосипед вне дома люди обычно боятся: его может повредить осадками или дорогую технику могут просто украсть.
Мы предлагаем рекомендовать торговым центрам и владельцам других точек интереса устанавливать велопарковки одной из проверенных временем и одобренных велосообществом конструкций. В местах длительного хранения велосипедов необходимо преодолеть страх пользователей, поэтому при жилых домах и на станциях МЦД необходимы крытые освещённые парковки, желательно с видеонаблюдением. Управляющим компаниям жилых домов можно выдать соответствующие рекомендации.
Информационная кампания
Любые изменения в инфраструктуре могут остаться незамеченными или получить негативный отклик, если не информировать жителей о том, что меняется. Необходимо разъяснять цели будущих изменений, рассказывать об уже сделанных частях инфраструктуры и изучать отклики. Чтобы было проще замечать части велоинфраструктуры в городе, мы рекомендуем разработать единый визуальный стиль и бренд для всех элементов: навигационных указателей, велопарковок, разметки, листовок.
Вместе с городскими велоактивистами мы передали эти предложения в городскую администрацию и отправили копию чиновникам в областном правительстве. Будем ждать ответа.