Бывший главный планировщик Ванкувера Брент Тодериан вот уже 10 лет живёт, необременённый автомобилем. Но стоит сказать, что он «свободен от автомобиля», как он тут же начинает поправлять.
Он говорит: «Когда мы избавились от машины в 2009 году, мы остались “без автомобиля”. Я никогда не говорю “свободны от автомобиля”, потому что это всё ещё часть нашего мультимодального образа жизни. Мы пользуемся различными каршерингами, берём такси, иногда арендуем машину».
Всю свою взрослую жизнь Тодериан довольно редко пользовался автомобилем, садясь за руль только чтобы доехать до Икеи или покататься на лыжах. Но с развитием каршеринга у его семьи не осталось причин владеть машиной.
У концепции семьи без машины — сотни плюсов, но мало какие из них можно посчитать в деньгах, которые тратятся на падающий в цене актив, простаивающий 95% времени.
«Мне не приходится думать о тратах на машину вот уже много лет, и это невероятная свобода», — утверждает Тодериан, отмечая, что он, например, вообще никак не зависит от цен на топливо. «Непредсказуемость цены — одна из основных причин, по которым люди пересматривают зависимость от автомобиля».
В 2012 году Канадская автомобильная ассоциация опубликовала наиболее полный анализ годовых затрат на автомобиль, включая потери в цене, страховку, топливо, обслуживание, вложения, парковку и регистрацию. Средние расходы на владение и пользование автомобилем — 10452 $ в год. Откажитесь от этого бремени и потратьте часть на каршеринг и аренду автомобиля — и вы начнёте из года в год экономить большие суммы денег.
если назвать Тодериана велосипедистом, то он ещё раз поправит: «Я пользуюсь разным транспортом. Я каждый раз выбираю лучший, быстрейший или наиболее интересный способ добраться куда угодно в каждой конкретной поездке».
Сесть на велосипед — всего лишь один из способов для его семьи, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, и он зависит от погоды, груза, времени и особенностей поездки. «Велосипеды — часть наших дней и недель, но необязательно основная. Нет такого способа перемещения, который бы позволил нам полностью отказаться от машины — ни пешком, ни на велосипеде, ни на общественном транспорте, ни на каршеринге. Это всегда какая-то комбинация, обусловленная умным расчётом, который позволил нам перейти от редкого пользования до отказа от владения автомобилем».
Как профессионал в городском планировании, Тодериан консультирует города, правительства и прогрессивных девелоперов, постоянно выписывая велосипеды (и, как дополнение, велоинфраструктуру) в качестве средства для решения задач городской мобильности, публичного пространства, экономии, экономического роста, социального взаимодействия и здоровья общества.
«Когда люди спрашивают, почему я люблю велосипеды, я отвечаю кратко: “я люблю успешные города”», заявляет Тодериан. «Моё восхищение велосипедами в городе основано на прагматизме относительно вызовов, которые брошены современным городам. Даже если бы я ненавидел велосипеды (а это совсем не так), мне бы они всё равно нравились за то, что они делают для города».
Но для городских властей понять, какую роль могут играть велосипеды в решении проблем — почему-то почти неразрешимая задача.
«Откуда-то идёт неверное убеждение, опасная ложь, что люди на велосипедах как-то мошенничают, не платят за дорогу», объясняет Тодериан. «Это даже не заблуждение, это большая ошибка. Мы знаем, что пешеходы и велосипедисты экономят обществу деньги в расчёте на пройденный километр. И это мы ещё не рассматриваем плюсы, которые не касаются денег».
Власти Копенгагена первыми зафиксировали этот феномен. В 2012 году они выпустили отчёт, в котором рассматривали большой спектр затрат и выгоды от транспорта, включая безопасность, комфорт, брендирование, туризм, время в пути и здоровье. Сумма этих факторов дала следующие цифры: один километр на велосипеде приносит обществу 26 центов, а на автомобиле — стоит 14 центов. При этом не рассматривались связанные затраты вроде последствий изменения климата.
Некоторые другие исследования пришли к тем же выводам, что подтвердило: аргументы насчёт городов, которые не могут инвестировать в улучшение велоинфраструктуры, или лицемерны, или ошибочны.
«Если вам важен итог и вас волнуют бюджеты и налоги, то вы должны позаботиться о велосипедах в городе, потому что они экономят деньги. Забавно, когда так называемые налоговые консерваторы нападают на велодвижение, потому что это только показывает, что они не умеют считать».
Всё больше городов в Западной Канаде, включая Викторию, Калгари и Эдмонтон, расширяют сети велодорожек опережающими темпами — это явный знак того, что местные власти начинают понимать эту математику. Потому что, как утверждает Тодериан, пересадить людей на активный транспорт — это политическая воля, а не затраты.
«Цифры, о которых мы говорим (которые действительно экономят деньги) — ошибки округления в транспортных бюджетах», говорит Тодериан. «Поэтому города просто тратят деньги, не инвестиируя в велоинфраструктуру».
Оригинал. Перевел для вас Михаил Чижов.