Введение во многих районах Лондона мест, где по улицам могут ездить на автомобиле только местные жители (их назвали «районы с низким уровнем трафика»), породило спор, который стал ярким примером отношения британцев к безопасным, более комфортным для людей улицам.
То и дело появляются высказывания оппонентов нововведения, иногда полностью выдуманные, про закрытые улицы или про долгое ожидание скорой помощи, которая якобы не может проехать. Но при этом упускается важный момент: большинство жителей поддерживает такое преобразование районов.
Зона с низким уровнем трафика в лондонском районе Ламбет. Фото: Tom Wall/The Observer
Недавнее исследование компании YouGov выявило, что среди определившихся в своих взглядах на изменения в организации движения, положительно их оценивают в три раза больше людей. В их поддержку с разной долей уверенности высказались 57% опрошенных, а против — 16%. Ещё четверть или отнеслась нейтрально, или затруднились ответить.
Ещё интересный момент: в том же опросе людям предложили выбрать два из семи возможных транспортных изменений, наиболее важных на их взгляд. Самым популярным ответом оказался «заделать ямы», его выбрали 48% людей. 34% ответили, что важно снижать количество машин на улицах, 21% — что нужно больше веломаршрутов, и лишь 8% сказали, что надо строить больше дорог.
Отсюда напрашивается вывод: к призывам откатить изменения надо относиться соответственно. Изменения городов в сторону удобства для пешеходов и велосипедистов в конечном итоге находят поддержку среди жителей. Однако негативные отзывы могут доходить и до чиновников на самых верхах. И вот уже Грант Шэппс, министр транспорта Великобритании, пишет письмо в муниципалитеты, где с одной стороны заявляет об «ускорении велореволюции», а с другой — «никто не должен сомневаться в нашей поддержке автомобилистов» и что необходимо «сбалансированно подходить и к велосипедистам, и к пешеходам, и к автомобилистам, и к местному бизнесу».
Фото: Martin Godwin
Такой подход, на самом деле, к хорошему не приведёт. Если всё делать как следует и постепенно, стимулирование ходьбы пешком и езды на велосипеде позволит вытащить из-за руля часть автомобилистов, в первую очередь — с поездок на короткие расстояния в одиночку. Это поможет тем, у кого нет других возможностей добраться куда надо, кроме как на автомобиле. Да и для бизнеса выгодно, когда по улицам удобно ходить пешком.
Важно не откатывать такие проекты на пол-пути, даже если они на первых порах сделаны как-то не так и вообще якобы не там, где надо. Это повод делать их больше, чтобы они могли работать вместе так, как должны. Потому что пробки возникают не из-за дополнительных велодорожек или расширенных тротуаров — а потому что на улицы выезжает слишком много машин.
На таком примере борьбы за удобные улицы можно видеть, как проявляют себя власти в Великобритании. В России такого практически нигде не ввели, да и временных велодорожек (которые во многих городах мира остаются постоянными) тоже. Но такой пример показывает: города можно и нужно менять в сторону удобства для людей, а не машин — и люди это поддержат.