Группа американских учёных некоторое время назад подтвердила, что, действительно, практически все, кто пользуется улицами — и водители, и пешеходы, и велосипедисты — нарушают правила дорожного движения. Однако причины этому у всех разные: так, водители нарушают правила, чтобы сэкономить время, а велосипедисты — ради собственной безопасности.
Исследование было опубликовано ещё в 2017 году в «Журнале транспорта и землепользования». Его авторы, Уэсли Маршалл, Даниэль Пятковски и Аарон Джонсон, утверждают, что «практически каждый автомобилист хоть раз заезжал за стоп-линию или ездил с превышением скорости хоть на несколько километров в час», но при этом такие нарушения воспринимаются «нормальными и даже рациональными». При этом нарушения правил со стороны велосипедистов «чаще вызывают презрение со стороны общества и внимательнее изучаются».
Авторы исследования также ссылаются на других учёных, которые выявили, что велосипедисты, которые проезжают на красный, бесят водителей больше, чем какое-либо ещё поведение на дороге. При этом Дептранс Лондона в 2007 году проанализировал изображения с камер на пяти перекрёстках, и из 7500 велосипедистов 84% остановились на красный. Маршалл, Пятковски и Джонсон задались вопросом: действительно ли велосипедисты (а у некоторых из них есть и водительские права) так беспечны и опасны, или они всё же принимают осознанные, пусть и нелегальные, решения, пока ездят?
Всего в исследовании приняли участие 18 тысяч человек — и каждый признался, что так или иначе нарушает правила. «Если речь идёт о транспорте, то каждый — правонарушитель», говорят учёные. Но при этом причины у всех разные: если водители и пешеходы чаще нарушают, чтобы сэкономить время, то велосипедисты — ради безопасности. Желание не попасть под колёса более крупных, быстрых, а иногда и смертельно опасных автомобилей — главный фактор, из-за которого велосипедисты нарушают правила.
«Подавляющее большинство велосипедистов — не лихачи», пишут в статье JSTOR, цифровой библиотеки научных журналов. «Они нарушают правила в тех случаях, когда это никому не наносит вреда». По словам учёных, в транспортной системе, заточенной под автомобили, велосипедисты чувствуют себя ущемлёнными. «Они пытаются действовать безопасно и рационально, даже если это означает необходимость нарушить правила».
Ещё одно исследование, на этот раз австралийское, показало, что те, кто ездит и на велосипеде, и на автомобиле, лучше оценивают риски на дороге. В лабораторных условиях водители-велосипедисты быстрее реагировали на новую информацию, чем те, кто на велосипеде не ездит. Разница была ещё больше, если нужно было распознать другого приближающегося со стороны велосипедиста.
Среди выводов этого исследования — на улицах стало бы безопаснее для всех, если бы больше водителей хотя бы время от времени ездили на велосипеде. Впрочем, не только безопаснее.
Оригинал. Перевёл Михаил Чижов