В июне этого года специальный комитет по обустройству Гольф-корс-роуд в Гургаоне определил 8 ключевых точек, где в первую очередь нужно принимать меры безопасности для пешеходов. Вроде бы ничем не примечательная новость, но это не так. На Гольф-корс-роуд — около 16 полос для движения транспорта, но для пешеходов отводится не больше метра. Поэтому хоть что-то сделать для пешеходов в этом месте — уже практически чудо.
Так выглядит дорога в городе Гуруграм. 16 полос для транспорта и 16 дюймов для пешеходов
Дороги Индии — одни из самых смертоносных в мире. Всего на эту страну приходится менее 2% автотранспортных средств всего мира, но более 12% смертей в ДТП. Каждый год в авариях в Индии погибает около 150 тысяч человек (на 100 тысяч населения показатель сравним с Россией — прим. ред.). В штате Харьяна, с другой стороны, из-за этого погибает 5000 человек в год. Гургаон — худший округ Харьяны по этому показателю: в среднем, каждые 2 дня там погибают 3 человека. Поэтому тема безопасности на дорогах важна как для округа, так и для штата.
Роль региональных властей
В Индии правила дорожного движения могут регулироваться как федеральными, так и региональными законами. В большинстве штатов заявляют, что государственное регулирование дорожной безопасности и так сильное, но это не должно останавливать их от корректировки под себя. Несмотря на то, что пешеходы и велосипедисты — важные участники дорожного движения, федеральное правительство Индии не может строить правила вокруг немоторизованного транспорта. Поэтому ещё важнее, чтобы штаты брали на себя лидерскую роль. Поэтому главный министр (соответствует должности губернатора в России — прим. ред.) штата Харьяна запустил программу Haryana Vision Zero в мае 2017 года. В программе участвуют члены НКО, отраслевые ассоциации и корпорации — со стороны штата это инновационный подход.
Действия, основанные на анализе данных
Впервые неделя сознательного отношения к безопасности на дорогах была проведена в 1989 году, когда на дорогах Индии погибло 36 000 человек. Спустя тридцать лет это число увеличилось в четыре раза до 150 000. Это происходит из-за того, что аварии на дорогах зачастую в сознании людей считаются человеческими ошибками, и поэтому все разговоры о дорожной безопасности сводятся к обучению людей. Организуется куча кампаний за безопасное вождение, соблюдение правил и так далее. Конечно, обучение — это важно, но само по себе оно не приводит к желаемым результатам, помимо этого необходимо правильное проектирование улиц и контроль за соблюдением правил. Анализ отчётов и расследований аварий — ключевой компонент в получении данных, на основе которых можно действовать. Программа Haryana Vision Zero на основе таких данных обнаружила 488 опасных участков дорог и 118 критичных для безопасности на дорогах штата мест. Улучшение обстановки в этих местах, несомненно, снизит число жертв ДТП.
Мониторинг и оценка
В 2015 году Индия подписала Бразильскую декларацию по безопасности дорожного движения, обязавшись снизить вдвое смертность в ДТП к 2020 году. Однако с тех пор люди стали гибнуть только чаще. Конечно, такое обязательство было слишком амбициозным, но даже здесь не было механизма для отслеживания прогресса. Программа Haryana Vision Zero официально установила цель снизить смертность в ДТП на 20% к 2020 году.
Для оценки результатов многое уделяется текущему контролю прогресса. Например, каждые две недели проходит общая встреча на высшем региональном уровне, где все вовлечённые стороны отчитываются о проделанной работе, успехах и проблемах. Заново начали проводиться встречи Окружного комитета по дорожной безопасности. Как результат — снижение смертности на дорогах на 7% в первом полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом в 2018 году, согласно данным Haryana Vision Zero.
Слишком много человеческих жизней уже потеряно. Пришло время пересмотреть подход к безопасности на дорогах — «традиционный» подход не работает. Haryana Vision Zero — шаг в правильном направлении.
Оригинал. Перевел Михаил Чижов.