Дайджест статьи How does mode of travel affect risks posed to other road users? An analysis of English road fatality data, incorporating gender and road type, опубликованной 6 апреля 2020 года в Британском медицинском журнале. Оригинальная статья доступна по ссылке.
Группа учёных во главе с Рэйчел Олдред задалась вопросом: почему многие предыдущие исследования исследуют вероятность получения травм в авариях, но не их нанесения? Они решили закрыть этот пробел, и на основе данных по авариям в Великобритании выявили наиболее опасные для других виды транспорта в зависимости от типа дорог (основные/второстепенные, в городе/за городом) и пола водителя.
Данные для исследования взяты либо из агрегаторов открытых данных, либо из официальных правительственных служб. Авторы привели все виды транспорта в равные условия — например, аварии на магистралях не учитывались, поскольку по магистралям запрещено движение пешеходов, велосипедистов и маломощного транспорта.
Результаты исследования показательны. Две трети смертей вызваны столкновением с легковым автомобилем или такси. Однако в пересчёте на пробег лидерами по количеству причинённых смертей становятся автобусы и грузовики — на каждый пройденный миллиард километров они становятся причиной 19,18 и 17,07 смертей соответственно, с более чем двукратным отрывом от мотоциклов (7,63 смерти на миллиард километров). Такая разница объясняется значительно большим количеством (и, соответственно, совокупным пробегом) легковых автомобилей и такси. Наименьший риск для других участников дорожного движения при любом подсчёте, как абсолютном, так и относительном, представляют велосипедисты.
Важны не только смерти, но и травмы на дорогах. Они делятся на серьёзные и лёгкие. Автобусы в пересчёте на миллиард километров лидируют и по этим показателям. Впрочем, хейтеры общественного транспорта могут не радоваться: в пересчёте на человеко-километры (с учётом того, что средняя загрузка автобуса — 12,5 человек, а автомобиля — 1,6) показатели общественного транспорта и легковых автомобилей выравниваются.
Интересно, что грузовики становятся причиной тяжёлых травм реже, чем мотоциклы, а лёгких — ещё и чем легковые автомобили. Это во многом связано с их весом: при прочих равных, более тяжёлое транспортное средство причинит больше вреда. Небольшие грузовички служб доставки, однако, сравнимы по опасности для окружающих с грузовиками в пересчёте на среднюю массу перевозимого груза.
В исследовании также рассматриваются данные о том, кто при вождении представляет больше риска для других: мужчины или женщины. В среднем, водители-мужчины представляют в 2–4 раза большую опасность, чем женщины, с двумя исключениями: при вождении автобусов разница меньше, а при вождении грузовиков — существенно больше.
Что до типов дорог, то прослеживается тенденция: как на основных дорогах за городом, так и на крупных улицах в городах транспортные средства представляют больше опасности, чем на второстепенных. Один из важных факторов — скорость: на крупных улицах она выше, отсюда и больший риск для других участников движения.
Авторы исследования предлагают в дальнейшем исследовать и другие причины аварий, например, влияние окружающей обстановки. Однако и на основе этого исследования можно принимать меры, чтобы снизить количество смертей от самых опасных видов транспорта.