В 2021 году на улицах Улан-Удэ были сбиты насмерть трое человек, еще 17 пострадали. Горожане и улан-удэнские власти винят, в основном, водителей или самих пешеходов за нарушение правил дорожного движения. Той же версии придерживаются местные СМИ — не так давно на городском ТВ вышел совершенно адский сюжет о важности надземных и подземных переходов, «умных» зебр и лесов дорожных знаков.
Это типичное заблуждение. В смертельных ДТП виновата современная городская среда, часто игнорирующая интересы людей. Здесь мы солидарны со Всемирной организацией здравоохранения — улицы станут безопаснее, если владельцы автомобилей начнут ездить медленнее и осторожнее, а для этого улицы должны быть спроектированы иначе. Такой же вывод сделан и в «Отчёте по управлению скоростью» министерств транспорта стран Евросоюза.
Печальным подтверждением этому служит недавняя трагедия — в феврале двое подростков переходили улицу Революции 1905 года на зеленый свет, соблюдая все правила, и их насмерть сбил мчавшийся автомобиль. Да, переход регулируемый, но камер слежения на нем нет, улица слишком широкая, водители при желании все равно могут без проблем разгоняться до опасных скоростей.
Мы не хотим, чтобы подобное повторилось ни на этом переходе, ни где-либо еще в городе. Мы предложили несколько несложных способов, как для начала обезопасить улицу Революции 1905 года:
- установить выступы тротуаров;
- сузить полосы;
- организовать на освободившемся пространстве парковку;
- установить по всей улице камеры слежения за трафиком.
Также на самом переходе в память о погибших мы установили табличку, которая объясняет, почему трагедия произошла, и как ее можно было предотвратить.
Мы хотим обезопасить улицы Улан-Удэ, и наши идеи, к счастью, уже находят отклик. Недавно мы устроили небольшие дебаты в голосовом чате нашего телеграм-чата с «экспертом» из ГИБДД. Наш оппонент выступал за решения, которые считаются ошибочными в современной урбанистике: подземные и надземные переходы, установку большого числа дорожных знаков.
В ответ мы высказали свое мнение и оспорили утверждения эксперта, с которыми не были согласны. Под конец полуторачасовых дебатов сложилось впечатление, что наши доводы убедили инспектора ГИБДД, так как в итоге он даже согласился, например, что многие из построенных внеуличных переходов в городе не нужны.
Как показало наше московское исследование, разделение пешеходных и автомобильных потоков необходимо только на крупных автомагистралях и на загородных трассах, в городе же оно провоцирует пешеходов перебегать улицы, то есть нарушать правила и рисковать своим здоровьем или даже жизнью.