Статья «The Zero Vision — дорожная система свободная от серьезного урона для здоровья» в сборнике Transportation, Traffic Safety and Health выводит основные принципы и закономерности, формировавшейся на тот момент программы Vision Zero.
В повседневном использовании, дорожно-транспортная система Швеции, как и любая система в рамках которой может проявиться фактор человеческой ошибки, является наименее «прощающей» эти ошибки. Программа Vision Zero, некоторые аспекты которой изложены в этом материале, доводит до минимума вероятность ошибки. Около 5% населения погибают на дороге или получают серьезные травмы, в некоторых странах этот показатель может доходить до 20%. Чтобы снизить этот показатель, необходима такая система, которая позволяет решить следующие проблемы:
Количество ошибок на дороге
Охват и природа насилия, совершенного в результате ошибки, и степень
терпимости отдельных людей к этому насилию и ошибкам
Качество и доступность экстренных служб, ухода и реабилитации
Касаемо второго пункта, результатом низкого уровня терпимости к ошибкам явилось около 600 погибших и 80 тыс. человек получивших ранения, 4 тыс. из которых стали инвалидами. Другими словами, каждый день в среднем 2 человека погибают и более 200 человек получают серьезные ранения, из которых 10 становятся инвалидами. ДТП сокращают среднюю продолжительность жизни по меньшей мере на шесть месяцев и ухудшают состояние здоровья (время реабилитации) на 2,5 года на одного человека.
Решение всех этих проблем должно рассматриваться в рамках трех уровней безопасности, которые должны создаваться и поддерживаться общественностью, частными предприятиями, правительством и другими организациями:
1) Контроль или устранение возможных ошибок (предотвращение аварии).
2) Контроль или устранение той кинетической энергии, которая в результате столкновения наносит человеку повреждения (предотвращение травматизма).
3) Обеспечение доступности экстренных служб, ухода и реабилитации.
В тех случаях, когда пользователь дороги проходит через все три уровня, он либо умирает, либо в большинстве случаев получает серьезнейшие травмы, выводящие его из строя на долгое время или на всю жизнь.
Таким образом, безопасная дорожная система — это не только соблюдение правил дорожного движения. Ответственность за безопасность в такой ситуации должна лежать на проектировщиках, которые должны опираться на принципы, исходящие из нулевой толерантности к ошибкам пользователей дорожной системы. Сознательность и возможность оценить риски той или иной ситуации, вне зависимости об упоминании подобного в законодательстве, выводит определенный набор норм при проектировании.
Если мы хотим изменить ситуацию с дорожно-транспортной системой, необходимо перестать рассматривать ДТП как негативный, но принимаемый побочный эффект работы нынешней системы. Это требует радикальных перемен как для государств, так и для людей.
Познакомьтесь с программой Ноль смертей, инициированной «Городскими проектами» в России.