В Стокгольме завершилась двухдневная конференция, посвящённая дорожной безопасности. Это третья конференция такого уровня, первая прошла в России в 2009 году, вторая — в Бразилии в 2015. По её итогам была принята Стокгольмская декларация, которую поддержал в том числе министр внутренних дел России Владимир Колокольцев. Впервые в истории 130 стран поддержали призыв ограничить скорость до 30 км/ч там, где потоки пешеходов, велосипедистов и автомобилей часто пересекаются (с одним исключением — если нет «явных доказательств», что более высокая скорость так же безопасна).
Другие пункты декларации также призывают к снижению скорости для уменьшения количества смертей и травм, улучшения качества воздуха и борьбы с изменениями климата.
Декларация разработана шведским правительством совместно с международной группой экспертов. За её принятие делегаты конференции не голосовали, но формулировки, попавшие в итоговый документ, дорабатывались совместно с чиновниками из разных стран.
Ольга Алгаерова, исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии ООН, заявила, что 30% смертей на дорогах напрямую происходят из-за высокой скорости: «Мы люди, и мы хотим скорости. Мы единственный биологический вид на Земле, который сам хочет убивать себя».
Всего в авариях по всему миру гибнет 1,35 миллиона человек в год, и одно из обязательств, заявленных в этой декларации, — снизить это число в 2 раза.
Смертность в авариях непропорционально высока среди бедных стран: 90% смертей происходят в странах с низким и средним уровнем доходов. В день по всему миру в авариях гибнет около 500 детей, а дорожный травматизм — основная причина смерти среди молодёжи от 5 до 29 лет.
Согласно декларации, травмы и смерти в авариях должны рассматриваться как часть более широкой проблемы развития стран в целом — и бороться с ними нужно, в том числе для решения проблемы бедности, неравенства, а также равного права на чистый воздух и здоровье.
Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебреисус считает, что из-за такого влияния на бедные слои населения это «больше, чем несправедливость»: «Это неприемлемо, потому что улицы должны приводить к процветанию, качественному образованию и здравоохранению, а не калечить и убивать людей».
Кроме этого, декларация рекомендует, в том числе:
- содействовать ходьбе пешком и поездкам на велосипеде;
- отделять скоростной трафик от потоков пешеходов и велосипедистов;
- делать автомобили безопаснее, например, за счёт автономных тормозных систем;
- снижать уровень выбросов.
Ещё один важный момент — призыв инвестировать в дорожную инфраструктуру: шоссе с разделителями (как раз шведский опыт показывает, что тросовый разделитель на междугородних шоссе увеличивает безопасность — прим. ред.), круговые перекрёстки и шоссе с полосами 2+1, которые снижают вероятность смерти, если водитель допускает ошибку (опять же, по шведскому примеру). Но если такие средства вкладывать нет возможности, эксперты считают, что самый быстрый способ снизить смертность — снижение скорости. Так, по словам Дэвида Клиффа, главы Всемирного партнёрства за безопасность на дорогах, снижение средней скорости на 10% ведёт, по скромным подсчётам, к снижению количества смертельных аварий на 40%: «Учитывая, что иногда в авариях погибает больше одного человека, снижение средней скорости на 10% может спасти по меньшей мере 280 тысяч жизней в год».
В похожем духе высказался и президент Австралазийского колледжа дорожной безопасности Мартин Смолл: «Скорость влияет на серьёзность травм и исход аварий. Если инфраструктура небезопасна, то устанавливать высокие ограничения скорости нельзя».
Главой экспертной группы, писавшей декларацию, был Клас Тингваль, известный как «отец дорожной безопасности». Он назвал декларацию «отражением современного подхода к безопасности на дорогах, комплексного и привлекающего современные компании».