Центр Москвы за последние годы, казалось бы, стал гораздо безопаснее для пешеходов. Щепотку безопасности попытались отсыпать даже велосипедистам — но получилось несколько не связанных друг с другом велодорожек, нарисованных краской на асфальте (мы уже писали о том, почему это малоэффективно). Однако новости о том, что пешеходов или велосипедистов сбивают водители автомобилей, продолжают приходить.
При этом журналисты, которые по долгу службы формируют общественное мнение, в том числе — об авариях в целом и о тех, кто сбивает и кого сбивают, зачастую жертв ДТП или обезличивают, или даже напрямую обвиняют в собственной же смерти. Это касается не только погибших, но и просто получивших травмы людей. Однозначно сказать, делается это специально или по незнанию, но факт остаётся фактом: жертвы и пострадавшие в авариях зачастую остаются крайними, да и вообще ищут виноватых, вместо того чтобы думать, как предотвратить такие ситуации в будущем.
Вот вчера пришло сразу две новости из Центрального округа Москвы. Того самого, по которому прошлась «Моя улица». В Хамовниках водитель автомобиля сбил велосипедиста, а на Сретенке — ребёнка. По-хорошему, каждая из этих новостей должна была бы стать важной городской новостью, потому что показывает, что с городской инфраструктурой всё ещё не наведён порядок. Однако мы встречаем лишь пару коротких заметок в три строчки каждая.
Разумеется, в таком формате не получилось ни рассказать о личностях водителей и получивших травмы велосипедисте и ребёнке, ни о том, как вообще стало возможно сбить человека на Сретенке так, что он получил два перелома. Да и не очень-то хочется: в новостной заметке Рен-тв «произошла авария» (как будто сама по себе), «его <подростка> сбил автомобиль с мигалкой» (как будто водитель не влияет на движение автомобиля). То есть, получается так, что всё произошло как бы само по себе и так и должно быть — и вообще это якобы рядовой инцидент.
Со сбитым велосипедистом дело обстоит несколько лучше, но и здесь мы видим, что журналисты Москвы-24 обезличили его. Что за велосипедист и как он пострадал — осталось за кадром. Но хотя бы понятно, что именно произошло: водитель автомобиля наехал на велосипедиста. Впрочем, больше подробностей журналисты не приводят.
Конечно, это только два примера из множества других, но и они наглядно показывают, что пешеходы и велосипедисты — уязвимые участники дорожного движения, но при этом СМИ не считают их таковыми. Из-за этого они продолжают формировать восприятие аварий как чего-то обыденного, а не из ряда вон выходящего.
Текст: Михаил Чижов. Поддержите редакцию рублем: