В 2015 году в самом населённом городе Бразилии Сан-Паулу появилась «Ассоциация пешеходной доступности». Это некоммерческая структура, которая популяризирует идеи доступного города для всех участников дорожного движения, особенно для пешеходов и маломобильных граждан.
У Ассоциации уже очень много сфер деятельности: анализ законодательства в сфере транспорта; обзор и освещение специализированной литературы; участие в местных административных структурах на слушаниях и принятии местных проектов; и, конечно, распространение знаний о здоровой и равноправной городской среде.
Ассоциация ежегодно участвует в Бразильском транспортном конгрессе и в последний год представила свой доклад о ситуации на дорогах Бразилии.
Общая статистика ДТП в Бразилии ужасает: в 2015 году уровень смертности составил 23,4 человека на 100 тыс. населения по данным ВОЗ. Этот показатель примерно на 20% хуже, чем в России и в 8 раз, чем в Швеции. В Сан-Паулу количество смертей на дороге составляет около 2,7 в день, — это около 8,9% от всех случаев насильственной смерти в штате.
Ассоциация серьёзно подошла к этой статистике и проанализировала отдельные случаи ДТП в период с 2006 по 2010 год. Специалисты совместно с коллегами из Нью-Йорка исследовали 307 случаев ДТП.
Анализ показал, что более 80% аварий со смертельным исходом происходит во время перехода пешеходами улицу. Примечательно, что из этих 80% почти 70% приходится на переход улицы вне пешеходных переходов. Самое интересное, что абсолютное большинство аварий происходит в идентичных ситуациях по инфраструктуре и регуляции участников движения. Почти всегда факторами аварий являлись: большие перекрёстки, неправильное расположение переходов и длительные фазы красного сигнала светофора.
Vision Zero решает все проблемы данных факторов аварий — шведский подход к безопасности на дорогах, о котором можно узнать у нас.
К сожалению, эти факты игнорируются властями штата, которые используют традиционные кампании по просвещению сферы дорожного движения, в рамках которых именно участники дорожного движения, а не неправильная дорожная инфраструктура, несут наибольшую ответственность за возможную аварию.
В 2011 году транспортно-инженерная компания отправила двух технических специалистов из своей команды в Нью-Йорк, чтобы перенять опыт частичного внедрения программы Vision Zero, который может быть реализован в Сан-Паулу. Результаты сотрудничества были опубликованы в специальном Техническом бюллетене.
Изучив работу специалистов, администрация Сан-Паулу пыталась бороться со смертностью на дорогах, но их действия были непоследовательными, несвязанными и иногда даже бесполезными. Главная проблема их подхода была в том, что власти боролись с последствиями, а не с причинами аварий и трагедий на дорогах. Например, в 2011 году была спроектирована «Программа защиты пешеходов». Эта программа предполагала увеличение бюджетных расходов на рекламу этой самой программы, и дополнительные штрафы за нарушения некоторых правил дорожного движения. Через 2 года программу закрыли из-за неэффективности в решение транспортной проблемы.
Тем не менее, отдельные проекты на местах улучшают ситуацию в городе.
С 2015 года усилилась политика сокращения скорости на дорогах. В том же году в Сан-Паулу специальная комиссия по тротуарам вместе с мэром Жоао Дориа запустили собственную программу «Calçada Nova». Цель этой программы — увеличить доступность от периферий до центра города. В городе постепенно занимаются реставрацией садов, тротуаров. За этим следит лично мэр города, который помогает рабочим. За один день мэрия, активисты, студенты местных колледжей восстановить 220 метров тротуаров могут в одном районе. 2 земельных участка, которые использовались в качестве сборки и хранения мусора активисты трансформируют под уютные клумбы и саженцы из бразильской древесины.
«Программа очень позитивная. Мэр Жоао Дориа хочет показать принцип важности гражданина в социальном контексте города, чтобы любой гражданин мог и строить, и сохранять общественные места», — говорит региональный мэр района Бутанта Паулу Витор Сапиенца.
В Бразилии, как и в России критически высокая смертность на дорогах. Но по сравнению с нашей страной мы видим, что власти бразильских городов уже готовы поддерживать масштабные кампании на законодательном и инициативном уровнях.
Главное, что следует понять — для внедрения действительно эффективных программ необходима слаженная работа всех общественных институтов и способность объединяться вокруг единственной возможной цели — нулевой смертности на всех дорогах страны.
Если вы знаете португальский — полностью статью можете прочитать здесь.