Самый опасный перекресток в Москве, скоростной режим, язык ненависти, коммуникационная кампания
Как вы, наверное, знаете, не так давно мы объявили старт кампании «Ноль Смертей», направленной на поиск и популяризацию решений, позволяющих снизить смертность в дорожно-транспортных происшествиях и предотвращать сами ДТП. Кампания «Ноль Смертей» вдохновляется опытом шведской программы Vision Zero, зарекомендовавшей себя не только у себя на родине, но и в других странах Европы.
Несмотря на то, что времени с момента объявления кампании «Ноль Смертей» прошло не так много, у нас уже есть первые результаты. Первым делом мы бросили клич среди специалистов по геоинформационным системам, и на нас вышла компания NextGIS в лице Максима Дубинина. Вместе с ним и другими волонтерами мы занялись картографированием ДТП в Москве за 2014-2016 годы по данным ГИБДД. В скором времени мы добавим данные за 2017 год и откроем общий доступ к карте. С помощью этой карты активисты и муниципальные депутаты смогут выявлять неблагополучные участки дорожной сети в своих районах, с тем чтобы выступать с инициативами их гармонизации.
Самый опасный перекресток
Шведские специалисты рекомендуют уделять особое внимание перекресткам и предлагают широкий инструментарий очень простых решений по снижению аварийности и смертности на них: островки безопасности, круговое движение, повышение видимости участников дорожного движения и многие другие.
В этом году наша задача — найти и перепроектировать самый опасный и сложный перекресток в Москве. И мы его нашли — им оказался перекресток Каширского шоссе и Шипиловской улицы. На нем сконцентрировано больше всего случаев ДТП, приведших к травмам или смерти участников — целых 58 за период с 2014 по 2016 годы! Мы приехали посмотреть на него и можем сказать, что организация перекрестка и прилегающих территорий такова, что так и принуждает пешеходов и автомобилистов нарушать правила дорожного движения и подвергать себя риску. С этим точно надо что-то делать.
Что же мы будем делать? Мы соберем волонтеров для проведения полевого исследования перекрестка и прилегающей территории, запросим в Следственном комитете схемы ДТП на этом перекрестке, проанализируем эти схемы с нашими друзьями судмедэкспертами и транспортными планировщиками и вместе разработаем проектное предложение по гармонизации этой территории. Далее мы будем продвигать это проектное предложение при помощи СМИ, политического и общественного давления и по другим доступным нам каналам. Записаться в волонтеры можно по ссылке.
30 км/ч
Важной составляющей Vision Zero является регулирование скоростного режима на территориях с повышенной вероятностью дорожно-транспортного происшествия с участием пешехода. В таких местах шведским муниципалитетам рекомендуется устанавливать ограничение скорости в 30 км/ч, потому как исследования показали, что при скорости до 30 км/ч вероятность летального исхода для пешехода составляет всего 20%, в то время как при скорости выше таковая вероятность уже 70%. В российских Правилах дорожного движения существует знак “Жилая зона”, который ограничивает скорость автомобилей до 20 км/ч. Звучит очень оптимистично и вполне в духе Vision Zero. Но, с другой стороны, в Правилах дорожного движения нет нормы, которая бы штрафовала превышение скорости до 20 км/ч. Что сводит на нет полезность знака “Жилая зона” с точки зрения снижения смертности в ДТП. Мы направили письмо в федеральную ГИБДД с просьбой разъяснить нам эту ситуацию в контексте имеющихся исследований по связи скорости и смертности. Ждем ответа.
Трудности перевода
Когда мы назвали нашу кампанию «Ноль Смертей» нам с самого начала в названии что-то не нравилось. Все-таки важной составляющей Vision Zero является не только статистическое снижение числа смертей в ДТП, но и смена мышления, некий идиллический образ будущего, видение. В названии «Ноль Смертей» эти смыслы не особо считываются. Русскоязычное название всё-таки необходимо, поскольку кампания мало того, что направлена на всех жителей России, так еще и на чиновников, которые по неизвестной науке причине боятся всего иностранного. Поэтому наш директор Максим Кац попросил читателей своего блога предложить варианты адаптации названия Vision Zero на русский язык. После чего Максим объявил голосование, в ходе которого определились три финалиста: «Цель — Ноль», «ВсеЦелы» и «Ноль Смертей». Впрочем, на днях мы узнали, что в Татарстане транспортные активисты объявили кампанию «Цель — Ноль», так что во втором туре останутся только «ВсеЦелы» и «Ноль Смертей».
Опыт Запада и ближайших соседей
Мы внимательно изучаем опыт внедрения программ снижения смертности в ДТП в разных странах Европы и СНГ. Так, например, в рамках кампании мы подготовили для вас несколько дайджестов научных статей, освещающих этот опыт. В Беларуси мы внимательно следим за программой «–100», которая с конца прошлого года носит название «Взаимопонимание». В конце февраля исполнительный директор «Городских проектов» Петр Иванов отправится в Беларусь для обмена опытом с белорусскими транспортными экспертами, ГАИ и активистами.
Язык ненависти
Еще мы инициировали работу по изучению языка ненависти в описаниях ДТП в средствах массовой информации. Вместе с лингвистами и политологами мы читаем сводки происшествий и отмечаем, какие слова и обороты используются для перенесения вины на жертву ДТП, для дегуманизации участников событий, для снятия ответственности общества за факт ДТП. На основании этого исследования мы разработаем методичку для журналистов. С точки зрения Vision Zero язык описания ДТП очень важен, потому что давая то или иное описание, мы создаем у общества соответствующее представление о причинах ДТП. И если журналисты будут писать «бабушка-нарушительница» или «автоледи», то общество будет считать, что в ДТП виноваты пользователи дорожной инфраструктуры, а никак не организация этой инфраструктуры. С другой стороны, нейтральное описание участников позволит обществу сконцентрироваться не на их личностях, а на инфраструктурных проблемах, которые подтолкнули их к роковой ошибке.
Работа с журналистами — важное направление нашей деятельности. Следующим шагом мы планируем опубликовать рекомендации по тому, как анализировать в своей работе не только факторы, связанные с качествами пользователей дорожной инфраструктуры, но и инфраструктуру как таковую: на что обращать внимание, к каким экспертам обращаться за комментариями, какую статистику применять.
Ближайшие планы
Во-первых, мы собираемся издать газету, которая бы кратко и красочно суммировала опыт Vision Zero и аналогичных программ, проблематизировала бы ситуацию со смертностью в ДТП в российских городах и рассказывала бы о том, что можно сделать прямо сейчас и как подключиться к кампании «Ноль Смертей». Мы напечатаем 100 000 экземпляров газеты, а также выложим макет газеты на сайте, с тем чтобы вы, наши сторонники, могли также напечатать ее и распространить в своем городе. Во-вторых, мы посетим VI Международный зимний велоконгресс, где встретимся со шведскими специалистами, вовлеченными в реализацию Vision Zero, возьмем у них интервью, проанализируем их подход и методики. Так мы формируем пул экспертов для участия в воркшопе по разработке поправок в законодательство, который состоится летом этого года. В-третьих, мы продолжим создавать дайджесты научных статей, освещающих различные аспекты Vision Zero. А теперь не только статей на английском языке, но и на немецком.
С момента старта мы собрали 100 703 рубля на кампанию и пока ничего не потратили. На разработку у нас пока нет расходов. Однако впереди серьезная коммуникационная кампания. Нужна ваша поддержка, чтобы оплатить расходы на создание фирменного стиля, верстку, производство информационных носителей: газет, листовок, методичек и плакатов с инфографикой. А еще мы планируем сделать классный мерч: футболки, значки, наклейки для волонтеров и партнеров с символикой кампании «Ноль Смертей».
Фирменный стиль обойдется нам в 35 тыс рублей.
Дизайн и верстка цветной агитационной газеты: 15 тыс рублей.
Написание и редактура текстов: 30 тыс рублей.
Производство 100 тыс номеров обойдется нам в 125 тыс рублей.
Вы можете поддержать кампанию «Ноль Смертей», направив целевой платёж.
Как вы, наверное, знаете, не так давно мы объявили старт кампании «Ноль Смертей», направленной на поиск и популяризацию решений, позволяющих снизить смертность в дорожно-транспортных происшествиях и предотвращать сами ДТП. Кампания «Ноль Смертей» вдохновляется опытом шведской программы Vision Zero, зарекомендовавшей себя не только у себя на родине, но и в других странах Европы.
Несмотря на то, что времени с момента объявления кампании «Ноль Смертей» прошло не так много, у нас уже есть первые результаты. Первым делом мы бросили клич среди специалистов по геоинформационным системам, и на нас вышла компания NextGIS в лице Максима Дубинина. Вместе с ним и другими волонтерами мы занялись картографированием ДТП в Москве за 2014-2016 годы по данным ГИБДД. В скором времени мы добавим данные за 2017 год и откроем общий доступ к карте. С помощью этой карты активисты и муниципальные депутаты смогут выявлять неблагополучные участки дорожной сети в своих районах, с тем чтобы выступать с инициативами их гармонизации.
Самый опасный перекресток
Шведские специалисты рекомендуют уделять особое внимание перекресткам и предлагают широкий инструментарий очень простых решений по снижению аварийности и смертности на них: островки безопасности, круговое движение, повышение видимости участников дорожного движения и многие другие.
В этом году наша задача — найти и перепроектировать самый опасный и сложный перекресток в Москве. И мы его нашли — им оказался перекресток Каширского шоссе и Шипиловской улицы. На нем сконцентрировано больше всего случаев ДТП, приведших к травмам или смерти участников — целых 58 за период с 2014 по 2016 годы! Мы приехали посмотреть на него и можем сказать, что организация перекрестка и прилегающих территорий такова, что так и принуждает пешеходов и автомобилистов нарушать правила дорожного движения и подвергать себя риску. С этим точно надо что-то делать.
Что же мы будем делать? Мы соберем волонтеров для проведения полевого исследования перекрестка и прилегающей территории, запросим в Следственном комитете схемы ДТП на этом перекрестке, проанализируем эти схемы с нашими друзьями судмедэкспертами и транспортными планировщиками и вместе разработаем проектное предложение по гармонизации этой территории. Далее мы будем продвигать это проектное предложение при помощи СМИ, политического и общественного давления и по другим доступным нам каналам. Записаться в волонтеры можно по ссылке.
30 км/ч
Важной составляющей Vision Zero является регулирование скоростного режима на территориях с повышенной вероятностью дорожно-транспортного происшествия с участием пешехода. В таких местах шведским муниципалитетам рекомендуется устанавливать ограничение скорости в 30 км/ч, потому как исследования показали, что при скорости до 30 км/ч вероятность летального исхода для пешехода составляет всего 20%, в то время как при скорости выше таковая вероятность уже 70%. В российских Правилах дорожного движения существует знак “Жилая зона”, который ограничивает скорость автомобилей до 20 км/ч. Звучит очень оптимистично и вполне в духе Vision Zero. Но, с другой стороны, в Правилах дорожного движения нет нормы, которая бы штрафовала превышение скорости до 20 км/ч. Что сводит на нет полезность знака “Жилая зона” с точки зрения снижения смертности в ДТП. Мы направили письмо в федеральную ГИБДД с просьбой разъяснить нам эту ситуацию в контексте имеющихся исследований по связи скорости и смертности. Ждем ответа.
Трудности перевода
Когда мы назвали нашу кампанию «Ноль Смертей» нам с самого начала в названии что-то не нравилось. Все-таки важной составляющей Vision Zero является не только статистическое снижение числа смертей в ДТП, но и смена мышления, некий идиллический образ будущего, видение. В названии «Ноль Смертей» эти смыслы не особо считываются. Русскоязычное название всё-таки необходимо, поскольку кампания мало того, что направлена на всех жителей России, так еще и на чиновников, которые по неизвестной науке причине боятся всего иностранного. Поэтому наш директор Максим Кац попросил читателей своего блога предложить варианты адаптации названия Vision Zero на русский язык. После чего Максим объявил голосование, в ходе которого определились три финалиста: «Цель — Ноль», «ВсеЦелы» и «Ноль Смертей». Впрочем, на днях мы узнали, что в Татарстане транспортные активисты объявили кампанию «Цель — Ноль», так что во втором туре останутся только «ВсеЦелы» и «Ноль Смертей».
Опыт Запада и ближайших соседей
Мы внимательно изучаем опыт внедрения программ снижения смертности в ДТП в разных странах Европы и СНГ. Так, например, в рамках кампании мы подготовили для вас несколько дайджестов научных статей, освещающих этот опыт. В Беларуси мы внимательно следим за программой «–100», которая с конца прошлого года носит название «Взаимопонимание». В конце февраля исполнительный директор «Городских проектов» Петр Иванов отправится в Беларусь для обмена опытом с белорусскими транспортными экспертами, ГАИ и активистами.
Язык ненависти
Еще мы инициировали работу по изучению языка ненависти в описаниях ДТП в средствах массовой информации. Вместе с лингвистами и политологами мы читаем сводки происшествий и отмечаем, какие слова и обороты используются для перенесения вины на жертву ДТП, для дегуманизации участников событий, для снятия ответственности общества за факт ДТП. На основании этого исследования мы разработаем методичку для журналистов. С точки зрения Vision Zero язык описания ДТП очень важен, потому что давая то или иное описание, мы создаем у общества соответствующее представление о причинах ДТП. И если журналисты будут писать «бабушка-нарушительница» или «автоледи», то общество будет считать, что в ДТП виноваты пользователи дорожной инфраструктуры, а никак не организация этой инфраструктуры. С другой стороны, нейтральное описание участников позволит обществу сконцентрироваться не на их личностях, а на инфраструктурных проблемах, которые подтолкнули их к роковой ошибке.
Работа с журналистами — важное направление нашей деятельности. Следующим шагом мы планируем опубликовать рекомендации по тому, как анализировать в своей работе не только факторы, связанные с качествами пользователей дорожной инфраструктуры, но и инфраструктуру как таковую: на что обращать внимание, к каким экспертам обращаться за комментариями, какую статистику применять.
Ближайшие планы
Во-первых, мы собираемся издать газету, которая бы кратко и красочно суммировала опыт Vision Zero и аналогичных программ, проблематизировала бы ситуацию со смертностью в ДТП в российских городах и рассказывала бы о том, что можно сделать прямо сейчас и как подключиться к кампании «Ноль Смертей». Мы напечатаем 100 000 экземпляров газеты, а также выложим макет газеты на сайте, с тем чтобы вы, наши сторонники, могли также напечатать ее и распространить в своем городе. Во-вторых, мы посетим VI Международный зимний велоконгресс, где встретимся со шведскими специалистами, вовлеченными в реализацию Vision Zero, возьмем у них интервью, проанализируем их подход и методики. Так мы формируем пул экспертов для участия в воркшопе по разработке поправок в законодательство, который состоится летом этого года. В-третьих, мы продолжим создавать дайджесты научных статей, освещающих различные аспекты Vision Zero. А теперь не только статей на английском языке, но и на немецком.
С момента старта мы собрали 100 703 рубля на кампанию и пока ничего не потратили. На разработку у нас пока нет расходов. Однако впереди серьезная коммуникационная кампания. Нужна ваша поддержка, чтобы оплатить расходы на создание фирменного стиля, верстку, производство информационных носителей: газет, листовок, методичек и плакатов с инфографикой. А еще мы планируем сделать классный мерч: футболки, значки, наклейки для волонтеров и партнеров с символикой кампании «Ноль Смертей».
Фирменный стиль обойдется нам в 35 тыс рублей.
Дизайн и верстка цветной агитационной газеты: 15 тыс рублей.
Написание и редактура текстов: 30 тыс рублей.
Производство 100 тыс номеров обойдется нам в 125 тыс рублей.
Вы можете поддержать кампанию «Ноль Смертей», направив целевой платёж.
Сбор регулярных пожертвований в Ульяновск
Собрано 0 из 25 000 рублей