Каждый год в ДТП погибает больше 1 350 000 человек, но эта проблема не получает и близко такой огласки, как авиакатастрофы или катастрофы на флоте или железной дороге. Многие относятся к смертям на дорогах как к неизбежному и естественному злу. Но это в корне неправильное отношение к делу.
Авторы подхода «Система безопасности» уделяют максимум внимания человеческой жизни и тому, насколько она уязвима. Они исходят из того, что даже самые добросовестные люди совершают ошибки, и никто не должен расплачиваться за это жизнью. Важно помнить об этом, когда мы думаем о безопасности тех, кто передвигается по городу на велосипеде, мотоцикле или просто на своих двоих, поскольку эти люди особенно уязвимы и составляют больше половины гибнущих на дороге.
«Устойчивая и безопасная среда» — это доклад WRI Ross Center for Sustainable Cities и Всемирного банка, выпущенный в начале 2018 года. В нем приводятся идеи относительно того, как проектировать улицы так, чтобы они стали безопасными и удобными для всех участников движения. При полноценном применении восьми основных шагов получится снизить основные риски, сделав жизнь в городе более безопасной
1. Повышайте плотность и связность
Плотная городская застройка поможет сократить число машин на улицах и снизить риски для пешеходов. Город должен быть устроен так, чтобы людям не приходилось по любому поводу преодолевать огромные расстояния, и в любое место можно было добраться на общественном транспорте. Скоростные автомагистрали не должны проходить через жилые кварталы.
Зачем это нужно? Увеличение плотности города на 1% общее число летальных ДТП упадет на 1,5%, а среди пешеходов на 1,5-3,6%. Чтобы понять, как это работает, достаточно оценить контраст, возникающий при сравнении Барселоны и Атланты. У этих городов примерно одинаковое население, но плотность и основной вид транспорта различаются. Большая часть жителей Атланты пользуются личным авто, тогда как в Барселоне отдают предпочтение общественному транспорту или ходят пешком. А вот и контраст: смертность на дорогах Атланты в среднем выше в 18 раз.
2. Проектируйте «умные» улицы
Дизайн может сделать улицу безопаснее. Передвижение по городу станет комфортней для пешеходов и велосипедистов, а сами они — заметнее для других участников движения. Например, кольцевые развязки вынуждают водителей снижать скорость в местах пересечений и в других зонах, где есть немалый риск попасть ДТП. Лежачие полицейские снижают скорость машин рядом со школами или жилыми домами. А узкие улицы вынуждают водить аккуратнее, давая пешеходам возможность перейти улицу без лишних нервов. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на статистику. По ее данным, каждый дополнительный метр на ширине перекрестка увеличивает частоту столкновений машин с людьми на 6%.
3. Развивайте общественный транспорт
Ездить на общественном транспорте безопаснее, чем на автомобиле. У людей из районов с хорошим общественным транспортом шанс попасть в ДТП — в пять раз меньше, чем у тех, кто живет в автомобилецентричной среде. Система скоростных автобусов может сократить число летальных ДТП вдвое. Чтобы города стали лучше, нужно давать людям все больше вариантов передвижений. А экономические меры борьбы с загруженными дорогами наподобие «налога на пробки» позволяют не только улучшить здоровье горожан, но и сделать проще и безопасней их ежедневный путь на работу или на учебу.
4. Установите безопасную скорость
Пешеходы и велосипедисты не должны находиться в постоянном страхе, что их непременно кто-нибудь да собьет. Скоростные ограничения нужны именно для этого. Важный момент: снижение разрешенной скорости почти не влияет на среднее время поездок, которое куда больше зависит от других факторов вроде количества перекрестков. Высокие скорости играют ключевую роль в ДТП со смертельным исходом. Исследования показали, что на каждый процент увеличенной скорости приходится рост смертельных ДТП на 4%.
5. Ужесточайте законы и правила
Совершенствование ПДД поможет добиться падения смертности и травматизма на дорогах. Водители обязаны соблюдать скоростной режим, пропускать пешеходов и велосипедистов, пользоваться ремнями безопасности, не пить за рулем, использовать детские кресла. Если соблюдать все эти требования, то они дадут плоды. В австралийском Новом Южном Уэльсе большой штраф начинающим водителям за превышение скорости помог сократить смертность в ДТП с их участием на 30%. С 2008 по 2012 годы ремни безопасности спасли порядка 63 000 человек в США. Этого числа людей достаточно, чтобы заполнить 79 самолетов Airbus A380.
Камеры видеофиксации тоже могут влиять на поведение участников дорожного движения. В США в городах с камерами перед светофорами с 2004 по 2008 годы зафиксировано на 24 процента меньше аварий, чем в городах, где таких камер нет. Смертность в зонах с камерами меньше на 17 процентов.
6. Занимайтесь образованием участников дорожного движения
Невозможно добиться поставленных целей без водителей, которые знают правила. Образовательные программы для тех, кто получает права, должны быть строго регламентированы, направлены на практику. Изучать правила надо как можно раньше — лучше уже в школьном возрасте.
Например, в Новой Зеландии сейчас существует три типа водительских прав. Все начинающие водители должны пройти через каждый этап: получить для водителей-учеников, промежуточные права и полноценные права. Благодаря введению этой системы число ребят 15-19 лет, попадающих в больницу из-за ДТП, упало на 23 процента.
Водители — не единственные, кому пойдут на пользу образовательные программы. Необходимо работать и с другими важными для дорожного движения людьми: проектировщиками, инженерами, медработниками, сотрудниками правоохранительных органов и так далее. Доказано, что подобные меры позволяют сократить количество ДТП на 10%. Другой факт: информационные кампании в СМИ оказывают гораздо большее влияние на людей, если проходят рука об руку с образовательными и правоприменительными мероприятиями.
7. Вводите современные стандарты безопасности
Благодаря новаторским инженерным решениям, современные автомобили переносят аварии (и сохраняют жизнь тех, кто внутри), гораздо лучше, чем их предшественники. Да и в целом их оснащенность позволяет попадать в ДТП намного реже. Несмотря на это, во многих странах от автопроизводителя не требуется следовать инновациям в области безопасности.
Если бы минимальные требования по ремням безопасности, креплениям кресел и фронтальной/боковой защите были приняты в Аргентине, Бразилии, Чили и Мексике, то в период с 2016 по 2030 год удалось бы спасти 40 000 жизней и избежать 400 000 травм.
8. Оперативно реагируйте на ДТП
Быстрые и эффективные службы спасения — ключ к уменьшению влияния ДТП на наши жизни. Но в разных местах принципы их работы отличаются друг от друга. Часто несвоевременное реагирование на вызовы является следствием недостаточной организованности служб, и расплачиваются за это обычные люди.
В странах с низким и среднем уровнем дохода люди нередко умирают по пути в больницу. Это связано с плохой организацией работы экстренных служб.
Каждый пункт «Системы безопасности» кажется логичным и простым, но на деле оказывается, что все восемь применяются далеко не везде. По данным Всемирной организации здравоохранения, если не принять срочных мер, то к 2030 мы будем терять на дорогах почти два с половиной миллиона человек в год. Исследование Всемирного банка показало, что в условиях снижения числа трудоспособного населения многие страны в ближайшие 24 года потеряют от 7 до 22 процентов ВВП, если не решатся навести порядок на дорогах.
Важно понимать, что устойчивый рост числа летальных ДТП не является необратимым. Мы можем сделать наши улицы лучше и безопаснее.