«По возможности ездите на велосипеде или ходите пешком» .Так пишут в обновлённых 21 апреля рекомендациях ВОЗ по перемещениям во время вспышки коронавируса. Оба способа передвижения помогают людям выполнять дневную норму физической активности и обеспечивают необходимую физическое дистанцирование. А чтобы было проще соблюдать дистанцию от остальных, города по всему миру отдают пешеходам и велосипедистам больше пространства, которое издавна отводилось автомобилистам.
Париж на днях присоединился к другим крупным городам и тоже планирует экстренно обособить велодорожки для ключевых работников, поддерживающих жизнь города во время пандемии, и всех остальных. 650 километров велодорожек, включая несколько временных «коронных велодорожек», будут готовы к вводу в строй 11 мая — в этот день во Франции планируется частичный выход из карантина.
На 23 апреля во Франции зафиксировано 159 877 случаев заболевания коронавирусом, 21 340 человек погибли. Введены строгие меры: выходить из дома можно только с подписанным уведомлением о выходе (и на работу в том числе); гулять с собакой, детьми или заниматься спортом можно в радиусе 1 километра от дома раз в день, при этом езда на велосипеде разрешена только в магазин или на работу; в Париже пробежки разрешены только до 10 утра или после 7 вечера; в общественном транспорте заблокированы первые двери и не продаются билеты у водителя.
До кризиса, связанного с коронавирусом, мэр Парижа Анн Идальго пообещала, что все улицы города станут удобными для велосипедистов к 2024 году. Однако опасения, что после ослабления карантина город встанет, вынуждают властей ускорить внедрение «Велоплана» (Plan Vélo).
Этот план был опубликован 29 января. Согласно нему, Париж должен стать удобным для велосипедистов в основном за счёт места, которое сейчас отводится автомобилям — например, планируется убрать 72% уличных парковочных мест.
Во время прошлогодней 46-дневной транспортной забастовки многие пассажиры общественного транспорта пересели на велосипеды, удвоив количество велосипедистов в Париже. После забастовки люди обратно на общественный транспорт не пересели — так, в январе этого года в Париже было на 131% больше велосипедистов, чем в январе 2019 года.
21 апреля власти региона Иль-де-Франс (в который входит в том числе Париж, население — 12,1 миллионов человек) выделило средства на существовавший ранее проект RER Vélo, сеть из девяти обособленных веломагистралей, которая должна связать центр Парижа с основными пригородами. На новую инфраструктуру и временные «коронные велодорожки» (TempoRER vélo) будет выделено 300 миллионов евро — и это только часть всех затрат.
RER Vélo будет проходить вдоль существующих линий городской электрички RER. Один участок веломагистрали уже работает — на улице Риволи. Временные велодорожки будут отделены от автомобильных полос столбиками.
Велодорожка на улице Риволи в Париже. Фото BALEYDIER/SIPA
«Нынешний кризис здравоохранения заставляет нас пересмотреть то, как мы перемещаемся», заявила глава региона Иль-де-Франс Валери Пекресс в интервью газете Le Parisien. «Нужно использовать все доступные нам средства, чтобы создать наилучшие условия для смягчения карантинных мер». Она добавила, что временные велодорожки могут предотвратить «чрезмерную загрузку дорожной сети, если вдруг случится массовый переход на личные автомобили».
116 городов по всей Франции, включая Лилль, Дижон, Руан, Ле-Ман и Сент-Этьен, также планируют строить временные велодорожки на время карантина и после него. В это же время правительство Франции готовит новые стандарты строительства велодорожек. Сборник передовых практик планируют опубликовать раньше запланированного изначально срока — 4 мая.