Пока мы с вами спорили о платной парковке в Москве, завершился конкурс на выбор проектировщика, который будет автором проекта реконструкции Триумфальной площади. Да, в ближайшее время одну из важнейших площадей Москвы, Триумфальную, будут реконструировать. И даже проектировщика уже выбрали. Им стала никому неизвестная компания, которая раньше ремонтировала больницы. Теперь эта компания будет решить, как будет выглядеть место, где миллионы москвичей будут встречаться, гулять и отдыхать. Причем, площадь это не на полгода, и даже не на год. Это то, что мы оставим нашим детям. А потом будем удивляться, почему все сделано кое-как.
Заказчиком работ выступил ГКУ «ДКР», это такое подведомственное Департаменту капремонта учреждение, один из основных заказчиков проектных и других работ для ДКР в части всего, что не касается ремонта жилых домов. Сами придумали реконструировать, сами написали техзадание, сами собрали конкурсную комиссию.
Посмотрим, что наметили на Триумфальной (сведения берём из техзадания, опубликованного на Госзакупках): укладка плитки, декоративные ограждения, установка малых архитектурных форм и устройство фонтана «с индивидуальным декоративно-художественным оформлением», не забыли также и безбарьерную среду.
Конкурс проходил в соответствии с 94-ФЗ, известным также под названием «цена вместо качества», и о вреде которого написано уже немало слов: этот законе вместо требований к квалификации поставщика выдвигает условия финансового обеспечения, что-то типа залога на случай, если подрядчик не справится с заказом. При этом размер залога составляет как правило 5% от суммы контракта, что часто является препятствием для малого бизнеса, которому трудно изъять из оборота миллион рублей.
В случае с выбором проектировщика для Триумфальной площади учитывались такие критерии:
· срок выполнения работ — значимость критерия 45%,
· стоимость — значимость 35%,
· качество работ и квалификация участника в соответствии с показателями — значимость 20%, которые делятся на “предложенный метод” (70%), квалификацию специалистов (15%) и “количество выполненных аналогичных проектов” (15%).
То есть при отборе победителя опыт проектирования или квалификация инженеров имеют вес всего лишь по 3%, а предложенный срок выполнения — почти половину.
Что мы знаем про победителя конкурса, который будет до декабря осваивать 18.000.072 рубля из бюджеты Москвы? Да ничего. На сайте висят проекты капитального ремонта, реставраций и перепланировок больниц в Москве и построенные 15 км дороги IV категории «Колыма». Я не хочу сказать, что проектировщик никуда не годится. Тут проблема намного шире — и в тех, кто пишет законы, и в тех, кто сам придумывает, как должна выглядеть одна из главных площадей Москвы, без привлечения архитектурного сообщества или учёта мнения самих москвичей, и в исторически сложившемся обособлении любого строительства от искусства архитектуры.
Мы уже обращались к Правительству Москвы с предложением проводить конкурс на создание концепции развития Триумфальной площади, и даже нашли поддержку. Главный архитектор Москвы вроде бы не против конкурс провести, но к нему почему-то никто не обращался.
Тогда мы обратились в одну из московских архитектурных студий, чтобы они подумали, а что могло бы быть на Триумфальной площади? Конечно, у нас не было ни конкретного здаания, ни сроков, мы просто хотели обсудить идеи, как может развиваться площадь и что атм можно делать. Вот, что предложили архитекторы:
Концепция реконструкции Триумфальной площади в Москве.
Провели исследования и разработали концепцию отличные креативные ребята из архитектурного бюро Мегабудка.
Исходная ситуация.
Так выглядит площадь сейчас. Красной линией выделена граница визуального восприятия площади. Обратите внимание, что для перехода дороги есть всего один переход, да и тот подземный.
Часть 1. Исторический анализ.
Давайте еще раз посмотрим, что было здесь раньше и что осталось. Как мы видим, площадь в плане сформирована фасадами зданий, выходящими на нее. Пройдемся подробнее по каждому зданию.
Кстати, раньше перед фасадом «Пекина» стояло здание.
Как видно, площадь сформирована зданиями, имеющими историческую ценность. Место привлекает не только жителей города, но и туристов. Здания также имеют общественные функции. На Триумфальной площади постоянно много народу. А иногда в время концертов, здесь единовремнно собираются сотни людей . Запомним этот вывод и используем в дальнейшем для подкрепления идеи.
Единственный пробел в периметре фасадов, окружающих Триумфальную площадь, получается там, где Большая Садовая улица уходит в тоннель. Этот пробел нарушает целостность ее восприятия. Во многом из-за этого площадь воспринимается не завершенной.
Зато мы имеем замечательный канонический вид.
Вид по оси Садового кольца на одну из сталинских высоток (дом на Кудринской площади - вдали). Этот вид был всегда и он должен остаться неизменным:
Это современный вид с панорам Яндекса:
Также, неизменным должно остаться положение в пространстве фигуры Маяковского. Раньше, в конце 50-х прошлого века, когда не было программ по 3д моделированию, место для установки памятника Маяковскому выверяли с помощью картонных копий в натуральную величину. Так что с местом установки спорить мы не будем.
Исторически сложилось, что вокруг памятника собирались народные поэты и проводились чтения. Да, что там, они и сейчас проводятся:
Итак, подытожим выводы и ограничения, основанные на историческом анализе для дальнейшего проектирования:
1. Фасады исторических зданий не перекрываем.
2. Положение фигуры Маяковского в пространстве оставляем неизменным.
3. Вид на памятник Маяковскому не перекрываем.
4. Вид на высотку не перекрываем.
5. Сохраняем возможность проводить чтения, только делаем зону более комфортной.
6. Помним, что к зданиям на площади должен быть удобный подход.
Часть 2. Анализ существующего автомобильного и пешеходного движения.
Автомобильные потоки. Усредненный трафик в течении дня
Оранжевый цвет – около 4000 автомобилей в час
Желтый цвет – около 2000 автомобилей в час
Зеленый цвет – около 800 автомобилей в час
Автомобильная парковка в зоне влияния площади. В среднем, единовременно в течение дня может быть припарковано около 200-250 автомобилей.
Пешеходные потоки. Усредненный трафик в течение дня.
Красные кружки – места скопления людей
Оранжевый цвет – около 5000 человек в час
Желтый цвет – около 2500 человек в час
Зеленый цвет – около 1000 человек в час
Обратите внимание на этот единственный пешеходный переход через Тверскую в этой зоне, да и тот подземный.
Забавно, но от всей Триумфальной площади, свободная от машин центральная зона (в сущности, сейчас и являющаяся самой площадью) занимает не более 20%. Да и та не достаточно комфортна для пешеходов. Из 5800 м2 2600 м2 это асфальт. Хорошо, что установили лавочки для ожидания у метро. Но по большому счету, возле самого памятника делать нечего.
Часть 3. Проблемы.
На основании анализа выявились следующие проблемы и очевидные пути решения.
1. Проблема:
Единственный предусмотренный вид деятельности для пешеходов в этой зоне – пассивное стояние и сидение. Даже эта функция не сильно востребована из-за близости дороги (активное автомобильное движение по Тверской ул.).
Решение:
-введение дополнительных функций
-создание визуального барьера между дорогой и зоной для отдыха
2. Проблема:
Невозможно перейти Тверскую улицу в этом месте. Пешеходам требуется проделать большой крюк.
Решение:
-появление наземного (зебра) пешеходного перехода
3. Проблема:
Подземный пешеход переход – это преграда для маломобильных групп граждан.
Решение:
-появление наземного пешеходного перехода
4. Проблема:
Недостаточное кол-во зелени и тихих уютных уголков. Сотрудникам соседних офисов не комфортно проводить время на площади.
Решение:
-увеличение кол-ва зеленых насаждений
5. Проблема:
Площадь поделена автомобильными проездами на несколько частей. Это создает неудобство для пешеходов и визуально убивает целостное восприятие площади.
Решение:
-сделать внутреннюю часть площади пешеходной, пустив все автомобили в объезд
6. Проблема:
Узкий тротуар перед театром
Решение:
-расширение тротуара за счет автомобильной полосы
7. Проблема:
«Выбитый» кусок площади
Решение:
-добавление функции; включение куска в общую композицию площади
8. Проблема:
Плохо организованная парковка, множество машин на тротуарах
Решение:
-запрет на парковку вдоль дороги на 2й Брестской улице и на территориях, граничащих с площадью
-создание подземного паркинга
Часть 4. Проектное предложение.
Теперь объединим все решения всех проблем в одной концепции.
1. Первое, что необходимо сделать, это зрительно собрать разрозненную площадь. Можно сделать это с помощью единого мощения.
2.В нужных местах организуем наземные диагональные пешеходные переходы.
Наш консультант по транспорту Иванов Иван Владимирович, архитектор-градостроитель. Иван выступал, также, консультантом Городских проектов по Трамвайно-пешеходным улицам. Здесь и далее будем прибегать к его комментариям:
«Диагональные переходы применяются для перекрёстков, где фаза перехода пешеходов во всех направлениях по перекрестку отдельна от движения автомобилей.Диагональные переходы позволяют перемещаться пешеходам во всех направлениях по перекрёстку.
Помимо очевидного удобства, есть еще один плюс. В классическом варианте перехода по линии тротуара в два приема, пешеходы дважды занимают место на тротуаре, что приводит к большому скоплению пешеходов на тротуарах. На диагональных переходах пешеходы покидают перекресток сразу после перехода.»
3. Объединяем площадь, убирая сквозное движение, рассекающее ее. Делаем площадь свободной от машин (синимцветом).
Консультант по транспорту:
«Всё пространство площади становится пешеходным, что позволит удобнее перемещаться по основным, существующим сейчас пешеходным коммуникациям, а огромные пространства вне этих коммуникаций становятся рекреационными. Пешеходное пространство позволяет по иному воспринимать архитектурную среду площади, а также немаловажным фактором является развитие малого бизнеса (кафе и магазинов). Ритм жизни пешеходных пространств побуждает людей чаще пользоваться различными заведениями, расположенными в первых этажах зданий.»
4. Теперь логично прибавить к пешеходной зоне участок 1-ой Брестской улицы (вход через арку)
Консультант по транспорту:
«Отрезок 1-й Бресткой улицы от Триумфальной площади до перекрёстка с улицей Гашека, это важный в настоящее время участок траснпортной сети, улица имеет 3 полосы движения, однако две крайние полосы используются под парковку и фактически пропускная способность улицы, ограничивается одной полосой. В нашем проекте, уводя движение на участок 2-й Брестской улицы мы предусматриваем две полноценные полосы движения.»
Посмотрим, как это выглядит на транспортной схеме. Вот существующая транспортная схема:
А теперь транспортная схема согласно концепции:
Консультант по транспорту:
«Одно из решений проекта, кардинально меняющее схему движения транспорта по Триумфальной площади и близлежащим улицам - создание пешеходной зоны в самом начале 1-й Брестской улицы. Поток автомобилей от Садового кольца по направлению к Белорусскому вокзалу в настоящее время разделяет площадь на две отдельные, связанные двумя пешеходными переходами.
В проекте поток автомобилей в этом направлении перемещается на 2-ю Брестскую улицу, на которой появляется двухстороннее движение до перекрёстка с улицей Гашека. Это вполне реализуемое предложение, при условии, что парковочное пространство под которое используются крайние полосы движения на этой улице, будет перенесено в подземную автостоянку, расположенную под Триумфальной площадью. Рекомендуется при таком решении изменить направление движения по улице Гашека, сделав его односторонним в сторону Тверской ул. от 1-й Брестской до 2-й Брестской улиц.
Существующий профиль 2-й Брестской улицы и улицы Гашека на рассматриваемых участках позволяет это сделать, так ширина первой - 19м. и второй улиц 12м. соответственно позволяет сделать в первом случае двухстороннее движение по две полосы в каждом направлении с шириной полос 4+3,5 м. и полосой парковки 2,5м в сторону Триумфальной пл. и 3,5+3,5 в сторону ул. Гашека. И двух полос в одном направлении шириной 3,5 +3,5м. по улице Гашека с размещением мест для временной стоянки в правой крайней и крайней левой полосах шириной по 2,5м. соответственно.»
5. Смотрим, в каких направлениях по площади происходит транзитное пешеходное движение.
Там, где пешеходным потокам ничего не помешает, появляется углубление – внутренняя красная площадь (проверенно, ни на метро, ни на тоннель проекция внутренней площади не попадает). Здесь создается отгороженная от дороги уютная зона с амфитеатром; есть возможность проводить поэтические чтения и небольшие концерты.
Зимой можно устраивать каток и кататься вокруг памятника Маяковскому, как вокруг ёлки.
6. Из внутренней площади можно попасть в кафе, магазины, туалеты и информационный центр. Напоминаем, выше уровня земли всё остается без изменений.
7. Немного выравниваем рельеф и организуем подземную парковку. Кровля парковки будет эксплуатируемая. Предполагается посадить здесь растения и, таким образом, организовать тихую зону внутри Триумфальной площади.
Консультант по транспорту:
«Подземная парковка в западной части площади предусматривалась проектом реконструкции площади, начатой в 2000-х годах. Мы считаем что она необходима, так как позволит увести припаркованный вдоль обочин транспорт с 1-й и 2-й Брестских улиц и и ул. Гашека в непосредственной близости к площади. Так же парковка необходима для транспорта, расположенных по близости Гос. Учреждений и гостиницы Пекин.»
Сравниваем поперечные разрезы. Существующее положение.
Проект. Маяковский остается на месте. Ни по горизонтали, ни по вертикали его положение не изменяется, но под памятником появляется дополнительный постамент.
8. Над новой пешеходной улицей предусматриваем светопрозрачное перекрытие. Получается знаковый городской пассаж.
Так выглядит 1-я Брестская сейчас на Яндекс панорамах:
Делая этот участок пешеходным, важно учесть специфику места: улица фактически напоминает тоннель, два высоких здания высотой более 6 этажей создают некомфортное пространство, которое, подобно трубе продувается ветром.
Создание здесь атриума с раскрытием первых этажей под кафе и магазины, подобно торговым галереям, безусловно, повысит привлекательность места и сделает комфортным перемещение пешеходов, а так же отдых сотрудников учреждений расположенных в этих зданиях.
Вот так улица выглядит в проекте:
Так, согласно проекту, выглядит площадь целиком:
Консультант по транспорту:
«Остановка такси – важный элемент транспортной инфраструктуры каждой площади, позволяющий упорядочить остановку и стоянку автомобилей и посадку пассажиров, для Триумфальной площади это особенно актуально, тут расположены театр Сатиры и концертный зал им. Чайковского.
Парковка такси располагается в непосредственной близости от этих зданий, в правой полосе разворота над тоннелем Садового кольца. Местоположение выбрано удачно, что позволит увести скапливающийся транспорт на съезде с Садового кольца, который в настоящее время создает проблемы в движении транспорта на площади.»
Перекресток у въезда в подземную парковку.
Консультант по транспорту:
«В результате ввода наземных пешеходных переходов, проектом предусматривается ввод двух светофоров по линии Тверской улицы. Это решение обратное практике создания бессветофорной магистрали Ленинградский проспект – Тверская.
В историческом центре наличие улицы с бессветофорным движением не даёт никакого очевидного улучшения транспортной ситуации, а в случае Тверской, это вообще невозможно реализовать, учитывая то, что в своём конце она имеет Т-образный перекрёсток с ул. Охотный ряд.
Ввод светофора на Триумфальной площади позволит сделать движение по улице тактовым и более спокойным, помимо положительного влияния на безопасность движения,(снижение скорости) это создаст чуть более комфортную среду для пешеходов, перемещающихся по улице. Снизит шумовое воздействие (большая часть домов по Тверской улице – жилые).
Однако при создании перекрёстков с наземными пешеходными переходами, важно обезопасить пешеходов. Улица имеет 8 полос движения и для пешеходов не успевших перейти улицу обязательно создать «островок безопасности», который в свою очередь, помимо очевидного предназначения, влияет на внимание автомобилистов, как дополнительное препятствие на дороге, положительно сказывающееся на безопасности движения.»
Напомним, так выглядит площадь сейчас:
Так могла бы выглядеть после реконструкции:
Авторы проекта - архитектурное бюро Мегабудка.
Конечно, это концепция, поэтому не стоит придираться к отсутствию лавочек и урн на картинках. В ней есть интересные решения, а есть не совсем удачные. Таких концепций должно быть много, чтобы на основе них выбрать действительно достойного проектировщика. Но конкурс решили не проводить, а решить все в кабинетах. Так что не будет никакого обсуждения, не будет интересных идей. Будет очередной креатив от строителей, который мы и передадим следующим поколениям по наследству.
Здесь важно понимать, что мы не лоббируем интересы каких либо студий. Мы лоббируем идею публичных обсуждений и нормальных конкурсов. Нам совершенно все равно название компании, которая будет делать Триумфальную площадь. Нам важно, чтобы ее выбирали не под одеялом в результате сомнительного тендера, где главным критерием являются цена и сроки. Конечно, желание чиновников перед Новым Годом освоить неосвоенное вполне понятно, но ставить эксперименты над одной их важнейших площадей страны нельзя.
В ближайшее время перейдем в наступление. Будем требовать нормальный архитектурный конкурс.
А пока просьба к вам. Важно чтобы о том, что сейчас происходит с Триумфальной узнало как можно больше людей. Расскажите о будущем площади своим друзьям, разместите ссылочку на этот пост в своих соцсетях. А то такие вещи на этапе подготовки мало кого интересуют, все начинают возмущаться когда уже строители выйдут на улицу. А отбивать надо именно сейчас, потом поздно будет.