Дизайн трамвайного вагона: история развития

8 апреля 2013 г.

Аннотация: Этот пост посвящен дизайну городского транспорта, на примере трамвая. На самом деле если говорить о дизайне ГПТ, то практически все равно какой именно вид транспорта выбрать - он имеет общие черты, характерные для эпохи и в значительной степени определяется материалами, которые на тот момент применяются в машиностроении. Сразу скажу - что я не имею ни малейшего чувства прекрасного, и дизайн для меня - пустой звук. Я не способен по своей природе отличить унылое говно от настоящего шедевра промдизайна Студии Лебедева. Поэтому я не буду оценивать, я буду говорить только об изменениях.

Первые модели трамвая были деревянными - металлического в них было совсем не много. Они эволюционировали из конки, и были максимально легкими - чтобы вагон могли тянуть лошади. Вот например Ringhoffer DSM 1900 года выпуска в Пражском музее транспорта.

Картинки по запросу Ringhoffer DSM 1900 года

Моторный двухосный вагон тянул за собой легкий безмоторный прицеп, или даже два прицепа.

Похожее изображение

Причем совершенно не важно о какой части света мы говорим. Точно такие же трамваи производились десятками производителей по всем странам мира - они и в США, и в Японии такие. Если мы возьмем первые российские трамваи, то они как правило были "иномарками". Вот например "реплика" бельгийского вагона Эрликон в Нижегородском музее электротранспорта.

Картинки по запросу "реплика" бельгийского вагона Эрликон в Нижегородском музее электротранспорта

Постепенно росла мощность двигателей, вагоны становились более комфортными - например появлялось закрытое помещение для водителя. Вот, к примеру, вагон серии "Х" в Самаре в качестве памятника.

Картинки по запросу вагон серии "Х" в Самаре в качестве памятника

А вот интервьер салона такого вагона (это уже в Нижнем):

Похожее изображение

А вот перербургский МС-1:

Картинки по запросу трамвай петербургский МС-1

Это, замечу - уже тридцатые годы. Если переместиться в Японию, то мало что изменится, кроме общего интерьера. Вот например вагон Kamata Saryo 1000 1928 года выпуска в музее транспорта Йокогамы:

Йокогама, Kamata Saryo 1000 № 1007

Принципиальные изменения произошли после конференции американских трамвайных хозяйств, решивших унифицировать типы выпускаемых в стране вагонов, чтобы снизить издержки эксплуатации. Так появилась концепция РСС. Это произошло в начале тридцатых годов, после чего новый стандарт дефакто захватил весь мир. Вот вагон в Сан-Франциско:

А вот вагон другого производителя на международной линии между Эль-Пасо (США) — Сьюдад-Хуарес (Мексика).

А вот уже РСС в Мадриде.

Как видно появилась трамвайная тележка, как мы ее знаем. У вагона появился металлический кузов и запираемые двери. Сам он стал значительно тяжелее.

А вот уже отечественный ЛМ-47. Ничего не напоминает? :)

Картинки по запросу ЛМ-47

А теперь сравните его с совершенно другим вагоном МТВ-82, также широко применявшимся в нашей стране.

Картинки по запросу МТВ-82

И тут еще интересней - это уже троллейбус МТБ-82. Кое что напоминает?.. Так вот такими были и трамваи, и троллейбусы и даже немного речных судов - кузов был унифицированным.

Картинки по запросу МТБ-82

А вот уже чешский РСС - прародитель знакомой нам Татры Т3, вагон Татра Т1:

Картинки по запросу Татра Т1

Известная всем Татра Т3 - это уже 1962 год.

Картинки по запросу Татра Т3

Любопытно, что самый массовый вагон в мире - советский КТМ-5, должен был быть ее копией не только с конструктивной, но и с дизайнерской точки зрения. Вот так выглядел прототип этого вагона:

А вот таким вагон пошел в большую серию. При этом изначально кузова были пластиковыми, но после случая возгорания вагона завод массово заменил обшивку на металлическую.

Картинки по запросу КТМ-5

"Заквадратнел" в ту пору и петербургский трамвай, вот ЛМ-68 "Аквариум":

Картинки по запросу ЛМ-68 "Аквариум"

Из котором путем удешевления и упрощения получилась ЛМ-68М - "Машка". Вообще тема "удешевления" очень сильно сказалась на транспорте в хрущевскую эпоху. Была дана команда избавляться от всяческих излишеств, и давить на функциональность... Вот и получилось то, что получилось.

Картинки по запросу ЛМ-68М - "Машка"

А это не 70-е, а 1986 год - вагон Татра KT8D5. На вагоне сказываются требования эпохи - он стал длинным (на замену сцепкам из двух-трех вагонов, применявшихся ранее), со сквозным проходом. Со временем средняя секция, под которой нет электрооборудования, становится низкопольной.

Картинки по запросу Татра KT8D5

А вот вам петербургский вагон ЛВС-89:

Картинки по запросу ЛВС-89

Начинается борьба за снижение уровня пола вагона. И начинается она с того, что все части вагона, кроме зоны над тележками, становятся низкопольными, а электрооборудование выносится на крышу вагона. А высота тяговых тележек снижается, за счет новой компоновки. Одновременно начинает достаточно широко применяться пластик. Вагон Шкода 13Т.

Картинки по запросу tram skoda 13t

А затем борьба за низкопольность достигает апофеоза - трамвайная тележка исчезает вовсе, вагоны приобретают конструкцию именуемую "мотор-колесо", когда привод идет на конкретное колесо, и все тяговое оборудование располагается вне "жилой" зоны вагона. Вот как у Alstom Citadis 301:

Картинки по запросу Alstom Citadis 301

Такая компоновка позволяет дизайнерам уже делать что угодно, потому что ходовая часть практически не влияет ни на салон, ни на экстерьер. Компания получает возможность делать "свое лицо" для вагонов каждого города, не меняя инженерную часть. Вот Бордо (заметьте - вагон питается не от контактной сети, а от третьего рельса):

Похожее изображение

А вот Париж:

Похожее изображение

А вот Руан:

Похожее изображение

А вагон везде "один и тот же": Alstom Citadis 402. Вот, кстати, салон парижского вагона:

Картинки по запросу Alstom Citadis 402 paris salon

Ну и напоследок, каким трамвай будущего видят дизайнеры? Вот концепт компании Альстом для Стокгольма.

Картинки по запросу трамвай стокгольма

А вот таким видит дизайнер вагон Alstom Loop:

Картинки по запросу французский трамвай в спб


Чем же занимаются наши трамвайные дизайнеры?

Вот это та же "Машка" что и выше. Только модернизированная силами петербургского ГЭТа. К фото буклета приделаны еще и варианты проработки дизайна.

А вот дизайнеры Уралтрансмаша, как работали над внешним видом вагона 71-404 (тот вагон так и не был выпущен):

Надо сказать, что главный инженер завода (на тот момент) требовал от дизайнеров большую площадь лобового остекления, чтобы быть "как в Европе". Дизайнеры нарисовали... остекление поставили на вагон 71-403. Но Москва не стала его брать в том числе из-за того, что конструктивно такое остекление было сделано плохо... из-за вибраций оно начало разваливаться. Пришлось доделывать. И вот вагоны 71-405 в Самаре:

А вот уже следующий вагон этого завода, первый в России с 100% уровнем низкого пола. Ничего не напоминает?

Картинки по запросу низкопольный трамвай 71-405

Так что с дизайном транспорта у нас все остается очень не просто... Ну и напоследок немного дизайна из России от производителя, который тут показался почти не представлен. Усть-Катавского завода.

Вот это их прототип сочлененного частично низкопольного трамвайного вагона, на испытаниях в Москве:

Картинки по запросу низкопольный трамвай Усть-Катавского москва

А вот как внешний вид изменился к серийной модели 71-631 (в Петербурге):

71-631-02 - предполагалось, что по контракту в Петербург придут именно такие вагоны

Такие дела...

Оригинал

Сбор регулярных пожертвований в Ульяновск
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему